О порядке разработки, утверждения и реализации муниципальных программ Мортковского сельского поселения

112 от 27.09.2013
Скачать (155.5 Кб)
 

Администрация Мортковского сельского поселения

Пучежского муниципального района Ивановской области

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

             от 27.09.2013г.                                                                               № 112

с. Мортки

 

 

 

О порядке разработки, утверждения и реализации муниципальных программ Мортковского сельского поселения

 

 

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ (в действующей редакции) и в целях повышения результативности бюджетных расходов:

 

п о с т а н о в л я ю:

 

  1. Утвердить Порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ Мортковского сельского поселения (приложение 1).
  1. Утвердить Порядок проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ Мортковского сельского поселения (приложение 2).
  1. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
  1. Постановление вступает в силу с момента подписания.

 

 

Глава администрации                                                       

Мортковского сельского поселения                                  З.Б.Серова

 

 

Приложение 1

Утвержден постановлением

администрации Мортковского

сельского поселения

от 27.09.2013 г. № 112

 

ПОРЯДОК

разработки, утверждения и реализации муниципальных программ

Мортковского сельского поселения

 

I. Общие положения

 

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия и термины:

- муниципальные программы (далее - МП) представляют взаимосвязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы мероприятий, финансируемые за счет средств бюджета Мортковского сельского поселения, направленные на решение социально-экономических проблем Мортковского сельского поселения;

- администратор МП - администрация Мортковского сельского поселения, осуществляющая разработку, руководство реализацией и подготовку отчетности о ходе исполнения МП;

- исполнитель МП - администрация Мортковского сельского поселения, подрядчики, организации, учреждения и общественные объединения, непосредственно исполняющие конкретные мероприятия МП.

1.3. МП разрабатываются в случае, если для решения поставленных задач требуется комплексный подход и участие в реализации программ нескольких структурных подразделений администрации сельского поселения.

1.4. К МП относятся целевые программы со сроком реализации от трех лет. Конкретные сроки реализации МП определяются при их формировании в зависимости от решаемых в рамках МП проблем, ожидаемых результатов и ресурсных возможностей.

1.5. Расходы муниципальных программ не могут быть включены в проекты ведомственных целевых программ, разрабатываемых в соответствии с постановлением администрации Мортковского сельского поселения. Мероприятия ведомственных целевых программ не могут дублировать мероприятия МП.

1.6. Этапы подготовки и реализации МП включают в себя:

- разработку и согласование проекта МП;

- экспертизу проекта МП;

- отбор МП для финансирования из местного бюджета;

- утверждение МП;

- реализацию МП;

- мониторинг исполнения и оценку результативности МП.

1.7. Сроки подготовки МП:

 

N

          Этап          

   Исполнитель   

     Срок исполнения     

1

Разработка

и согласование
проекта МП           

Администратор МП

До    21     августа    

2

Экспертиза проекта МП  

Администрация Мортковского сельского поселения  

В течение 30 дней  со  дня
представления            

3

Направление  проекта  МП на утверждение          

Администратор МП

До 1 октября при  наличии
положительного экспертного
заключения               

 

II. Разработка проекта МП

 

2.1. Разработка проекта МП осуществляется в установленные настоящим Порядком сроки. Подготовленный проект МП должен быть согласован с главой администрации,  со всеми специалистами администрации Мортковского сельского поселения, а также организациями и учреждениями, участвующих в реализации МП.

2.2. Проект МП разрабатывается в виде единого документа и содержит следующие разделы:

1) Паспорт МП, который представляется в табличном виде и должен содержать следующую информацию:

- титульный лист МП;

- наименование МП;

- социально-экономическая проблема и основание для разработки;

- муниципальный заказчик;

- основные разработчики МП;

- исполнители МП;

- цели и задачи МП (цель МП должна быть сформулирована в одном предложении и соответствовать указанной в МП социально-экономической проблеме Мортковского сельского поселения);

- объемы бюджетных ассигнований на реализацию МП (в разбивке по годам реализации и источникам финансирования);

- целевые показатели и ожидаемые результаты реализации МП;

- система организации контроля за исполнением МП.

2) Социально-экономическое обоснование необходимости принятия МП.

3) Цель, целевые показатели и ожидаемые результаты реализации МП.

Формулировка цели программы не должна содержать:

- специальные термины, затрудняющие ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в соответствующей сфере деятельности;

- термины, понятия и выражения, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование цели;

- указания на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями реализации МП;

- указания на пути, средства и методы реализации МП.

Целевыми показателями реализации МП должны быть показатели, использованные для характеристики соответствующей социально-экономической проблемы Мортковского сельского поселения.

В МП должны быть указаны значения целевых показателей, которые предположительно будут достигнуты по завершении реализации МП. При наличии ежегодной отчетности о значениях целевых индикаторов плановые значения по ним указываются также за каждый из годов реализации МП.

В исключительных случаях, при отсутствии регулярного статистического наблюдения за показателями, использованными для характеристики социально-экономической проблемы, плановые значения целевых показателей могут не приводиться.

В описании ожидаемых результатов реализации МП должно быть дано качественное описание степени решения социально-экономической проблемы по завершении реализации МП, дана оценка устойчивости ожидаемых результатов.

4) Задачи, мероприятия и ресурсное обеспечение МП:

- задачи, решение которых необходимо для достижения цели МП;

- перечень мероприятий, направленных на решение задач МП;

- плановые объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий МП.

Формулировки задач МП должны быть представлены в виде заданий по достижению определенных результатов к определенному сроку. Результаты, на которые содержится указание в формулировке задачи, должны быть измеримы и, как правило, иметь количественное выражение.

Каждой задаче МП должен быть поставлен в соответствие набор мероприятий. Набор мероприятий должен быть потенциально необходим и достаточен для решения соответствующей задачи.

Формулировка мероприятия должна давать однозначное представление о содержании и масштабе планируемых в рамках мероприятия действий.

Комплексные мероприятия могут быть сформулированы в виде отдельных проектов. Краткое резюме данных проектов представляется в приложении к МП.

В состав мероприятий МП включаются мероприятия, которые предполагаются к финансированию за счет местного бюджета, включая субсидии из областного бюджета на реализацию МП.

Для мероприятий, сформулированных в виде проектов, в кратком резюме представляется следующая информация:

- ожидаемые результаты реализации проекта (измеримые, как правило, имеющие количественное выражение);

- перечень действий, предполагаемых к реализации в рамках проекта (описание действий должно соответствовать требованиям, установленным для описания мероприятий);

- объем бюджетных ассигнований, необходимых для реализации отдельных действий в рамках проекта; общий объем бюджетных ассигнований на реализацию проекта;

- иная информация, необходимая для полноценного представления резюме проекта.

Плановые объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий МП должны быть указаны для каждого мероприятия МП - в целом и раздельно для каждого года реализации МП.

Для каждого года реализации МП указываются суммарные объемы потребности в бюджетных ассигнованиях. Из общей суммы выделяется объем бюджетных ассигнований, который предположительно будет осуществлен за счет субсидий из областного бюджета на реализацию МП.

5) Внешние факторы, способствующие решению социально-экономической проблемы в плановом периоде, включаются в МП только в том случае, если МП предполагает наличие и (или) возникновение таких факторов.

В разделе отражаются:

- наличие МП, принятых (разрабатываемых) федеральными, областными органами исполнительной власти, иных инициатив федеральных, областных органов исполнительной власти, способствующих решению социально-экономической проблемы, заявленной в МП;

- наличие проектов, прочих инициатив иных организаций (коммерческих, некоммерческих), способствующих решению социально-экономической проблемы, заявленной в МП.

Для каждой инициативы указывается:

- каким образом она способствует решению социально-экономической проблемы, заявленной в МП;

- степень зависимости успеха реализации МП (достижения цели, решения задач) от фактического осуществления соответствующих инициатив;

- механизмы, обеспечивающие или повышающие вероятность осуществления иными субъектами проектов и инициатив, имеющих принципиальное значение для реализации МП.

2.3. Одновременно с проектом МП формируются следующие документы и материалы:

- лист согласования проекта МП;

- обоснования плановых бюджетных расходов по каждому мероприятию МП (любыми способами, позволяющими удостовериться в необходимости и достаточности плановых бюджетных расходов, предусмотренных на реализацию мероприятий МП);

- документы и материалы, подтверждающие предполагаемое участие федеральных, областных органов исполнительной власти, иных предприятий и организаций в решении соответствующей социально-экономической проблемы Мортковского сельского поселения;

- иные поясняющие, а также сопроводительные документы и материалы.

 

III. Экспертиза проекта МП

 

4.1. Проекты МП представляются для проведения экспертизы в администрацию Мортковского сельского поселения не позднее сроков, указанных в 1.7 настоящего Порядка.

4.2. Администрация Мортковского сельского поселения осуществляет экспертизу проекта МП в отношении:

- соответствия требованиям, указанным в пунктах 2.1, 2.2, 2.3 настоящего Порядка (за исключением обоснования расходов на реализацию отдельных мероприятий МП);

- степени, в которой в соответствии с проектом МП решается социально-экономическая проблема Мортковского сельского поселения;

- реалистичности предусмотренной проектом МП степени решения социально-экономической проблемы посредством указанных в концепции МП механизмов и мероприятий.

4.3. По результатам проведения экспертизы администрация Мортковского сельского поселения  готовит заключение о готовности (неготовности) проекта МП к утверждению.

Заключение о неготовности проекта МП к утверждению должно сопровождаться указанием на элементы МП, не соответствующие установленным требованиям и требующие доработки, и (или) указанием на иные причины, по которым было вынесено заключение о неготовности проекта МП.

 

IV. Утверждение МП

 

5.1. МП утверждаются постановлением администрации Мортковского сельского поселения.

5.2. В случае, если Советом Мортковского сельского поселения при рассмотрении проекта решения о бюджете были внесены изменения, предполагающие исключение из проекта бюджета бюджетных ассигнований на реализацию отдельных МП, соответствующие постановления администрации Мортковского сельского поселения об утверждении таких МП подлежат отмене до наступления очередного финансового года.

Проект постановления администрации Мортковского сельского поселения об отмене отдельных постановлений, утверждающих МП, подготавливается и вносится разработчиком МП.

 

V. Реализация МП

 

6.1. Администрация Мортковского сельского поселения, исполняющая функции разработчика МП:

- осуществляет текущую координацию и мониторинг реализации мероприятий МП;

- по МП, срок реализации которых завершился в отчетном году, представляет главе администрации Мортковского сельского поселения доклад о результатах исполнения МП.

6.2. В течение финансового года в утвержденные МП по инициативе администраторов МП могут вноситься следующие изменения:

а) технические правки, не меняющие цель, задачи, мероприятия МП, объемы бюджетных ассигнований на реализацию программы и иные существенные элементы МП;

б) перемещение бюджетных ассигнований между мероприятиями МП;

в) увеличение бюджетных ассигнований на реализацию МП.

Перемещение бюджетных ассигнований между мероприятиями МП не должно изменять плановых объемов бюджетных ассигнований на реализацию каждого из мероприятий МП более чем на  50 %.

6.3. Решение об увеличении объема бюджетных ассигнований на отдельные МП принимается путем внесения изменений в постановление администрации поселения, утверждающее МП.

Для принятия соответствующих изменений администратор МП представляет материалы, доказывающие необходимость увеличения бюджетных ассигнований на реализацию МП. Наличие возможностей по увеличению финансирования отдельных МП подтверждается администрации Мортковского сельского поселения.

 

 Приложение 2

Утвержден постановлением

администрации Мортковского

сельского поселения

от 27.09.2013 г. № 112

 

ПОРЯДОК

проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ Мортковского сельского поселения

 

 

1. Оценку эффективности реализации муниципальных программ Мортковского сельского поселения (далее - МП) осуществляет администрация Мортковского сельского поселения (далее - Администрация).

2. Оценка эффективности реализации МП проводится ежегодно, не позднее 25 марта, по итогам ее реализации за отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации МП.

3. Оценка эффективности реализации МП осуществляется на основе отчетов администраторов МП по формам согласно приложению к Порядку.

4. Оценка эффективности реализации МП осуществляется с позиции оценки влияния на вероятность достижения цели МП, решение задач МП следующих факторов:

- степень выполнения мероприятий МП, решения задач МП;

- осуществление в отчетном году иными субъектами действий и мероприятий, указанных в МП в качестве факторов, способствующих реализации МП (в т.ч. поступление субсидий из областного бюджета на реализацию МП);

- степень достижения плановых значений промежуточных целевых показателей МП (при наличии);

- сохранение актуальности социально-экономической проблемы Мортковского сельского поселения, на решение которой направлена МП;

- появление иных факторов, существенно изменяющих вероятность решения цели, задач и мероприятий МП в установленные сроки.

5. Критериями оценки эффективности и результативности реализации муниципальных программ являются:

- степень достижения заявленных результатов реализации муниципальных программ;

- процент отклонения достигнутых показателей результативности от плановых;

- динамика расходов на реализацию мероприятий муниципальных программ;

- динамика показателей эффективности и результативности реализации муниципальных программ.

6. Оценка эффективности реализации МП должна сопровождаться одним из следующих заключений:

а) о целесообразности сохранения МП;

б) о необходимости досрочного прекращения реализации (переработки) МП;

в) о целесообразности сокращения бюджетных ассигнований на реализацию МП.

Заключение о целесообразности сокращения ассигнований на реализацию МП может быть сформировано в случае выявления внутренних и (или) внешних факторов, снижающих потребность в бюджетных ассигнованиях на реализацию МП (в т.ч. ее отдельных мероприятий).

7.   Проект заключения направляет главе администрации для принятия решения о досрочном прекращении реализации МП, переработке МП, сокращении бюджетных ассигнований на реализацию отдельных мероприятий МП. 

8. На основании заключения в соответствии с поручением главы администрации администратор программы готовит:

- проект постановления администрации Мортковского сельского поселения о досрочном прекращении отдельных МП;

- проект распоряжения администрации Мортковского сельского поселения о переработке отдельных МП либо проект постановления администрации Мортковского сельского поселения о внесении изменений в отдельные МП, предусматривающий сокращение бюджетных ассигнований на их реализацию.

9. Переработка отдельных МЦП осуществляется в порядке, установленном для вновь разрабатываемых МП, начиная с этапа разработки проектов МП.

Принятие изменений в МП, предусматривающих сокращение бюджетных ассигнований на их реализацию, должно быть осуществлено не позднее чем за 1 месяц до представления проекта бюджета Мортковского сельского поселения в Совет Мортковского сельского поселения.

 

 

 

 


Приложение

к Порядку

проведения оценки эффективности реализации

муниципальных программ

                                                                                                                                                                                      Мортковского сельского поселения

Отчет

 

по реализации муниципальной программы

_________________________________________________________________

(название целевой программы)

за _____________________

(период)

 

Наименование администратора _______________________________________________

                                                                (наименование управления, отдела)

 

1. Отчет об освоении выделенных финансовых средств и выполнении мероприятий муниципальной программы:

рубли

 N
п/п

Наименование
утвержденных
мероприятий

  Сроки  
выполнения
(квартал,
полугодие,
9 месяцев,
   год)  

     Планируемое     
    финансирование   
мероприятий (за год),
    в соответствии   
 с целевой программой

 Лимит финансирования
     мероприятия     

     Фактическое     
    использование    
  выделенных средств 

 Результат выполнения 
 мероприятий в рамках 
     программы <*>    

план

факт

всего

     в т.ч.    

всего

     в т.ч.    

всего

     в т.ч.    

планируемые
результаты

фактические
результаты

бюджет
района

 прочие 
источники

бюджет
района

 прочие 
источники

бюджет
района

 прочие 
источники

 1

     2     

 3 

  4 

  5 

  6  

    7   

  8 

  9  

   10   

 11 

  12 

   13   

    14    

    15    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего по программе        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Отчет о выполнении мероприятий муниципальной целевой программы, не требующей финансирования

 

 N 
п/п

      Наименование     
утвержденных мероприятий

 Сроки выполнения
    (квартал,    
   полугодие, 9  
  месяцев, год)  

  Результат выполнения 
  мероприятий в рамках  
     программы <*>     

 план 

   факт  

планируемые
 результаты

фактические
результаты

 1 

           2           

   3  

    4    

     5     

     6    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего по программе                             

 

 

 

Подводится итог выполнения мероприятий, включая сравнение расчетных и фактических значений показателей непосредственного результата от реализации мероприятия, указываются причины невыполнения (при наличии) утвержденных мероприятий или их несвоевременного выполнения.

 

Руководитель         ___________________          (подпись)

 

Дата

 

 

 

 

 

Дата создания: 03-10-2013
Дата последнего изменения: 03-10-2013
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.